?

Log in

No account? Create an account

Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Пешком по древней крепости: вышел новый путеводитель-игра для детей
ngomz

Теперь новгородцы и гости города смогут совершить путешествие не только по современному городу, но и его древним крепостным сооружениям. Для этого нужно включить воображение и открыть новый путеводитель «Новгородская крепость».

news10082018 1

Книга вышла в санкт-петербургском издательстве «Фордевинд» и продолжает знаменитую серию «Иллюстрированный путеводитель». В нее входят и издания, выпущенные совместно с Новгородским музеем-заповедником. Это красочные путеводители по музеям Великого Новгорода и Новгородской области, а также Музею народного деревянного зодчества «Витославлицы».

Автором текстов для «Новгородской крепости» выступил ведущий научный сотрудник Новгородского музея, кандидат исторических наук Илья Хохлов. Он известен  своими изысканиями в области военной истории, является автором экспозиции в Белой (Алексеевской) башне, посвященной оборонительным сооружениям древнего города.

- В моей практике это первый опыт написания книги для детей. Жанр у нее получился сложно-составной, - рассказал Илья Хохлов. – Была задача сделать путеводитель по времени, чтобы можно было увидеть не только то, что сохранилось сейчас, но и что было когда-то. И постараться передать это достоверно.

news10082018 2

Содержание путеводителя охватывает период  с XII по XVIII век, когда возводились, перестраивались и разрушались оборонительные сооружения Новгорода. При этом читателю предоставляется возможность сопоставить сегодняшний облик города с рассказом о том, что было утрачено в войнах и пожарах, просто исчезло со временем. Важное место в тексте занимают фрагменты, связанные с ключевыми битвами, когда новгородцам приходилось обороняться, а также быту крепостного гарнизона в разные века.

Энциклопедические сведения поданы в виде лаконичных, но очень содержательных статей и словарика специальных и устаревших терминов.  А проверить свою смекалку юный читатель сможет, выполнив игровые задания. Редактор-интерпретатор издательства «Фордевинд» Маргарита Ковалёва уверена, что вслед за этими вопросами и квестами ребенок не один раз обойдет Кремль и внимательно осмотрит все ярусы Белой башни. Стоит добавить, что в текстах есть упоминания русских икон, которые обязательно нужно посмотреть в экспозиции Новгородского музея, чтобы составить полное представление о Новгородской крепости.

- В книге картинки, на которых кипит жизнь, - отметила работу художника Маргарита Ковалева. - И это ужасно интересно. Вы увидите максимально достоверные иллюстрации к детской книге, которые могут быть вообще. Нет ничего лишнего, все детали на своих местах – все что известно и доказано современной наукой.

news10082018 3

Основой для реконструкции Малого земляного и Окольного города в иллюстрациях послужили труды архитекторов-реставраторов Нинель Кузьминой и Людмилы Филипповой. А вот вдохновение художнику Евгению Морозову подарили русский лубок и сказочные произведения русских живописцев начала XX века:

- Половина книг в моей библиотеке о средних веках, половина – детские иллюстрированные книги. Но я никогда раньше не работал над иллюстрациями. Теперь мне кажется, что я знаю каждую тропинку Детинца, могу отличить Спасскую башню от Дворцовой. И каждого казака знаю по имени, который изображен в этой книге. За месяц работы я сам пожил в Новгороде XVI –XVIIвеков.

news10082018 4

Интерес к изданию оказался настолько велик, что первая часть тиража была разобрана сразу же после презентации в Белой башне. Сейчас книгу можно приобрести в сувенирных салонах Новгородского музея-заповедника. А иногородние читатели могут сделать заказ через Информационный центр музея.


Новгородский музей-заповедник представит картину из своего собрания в Исаакиевском соборе
ngomz

1 августа в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге откроется выставка одной картины из собрания Новгородского музея-заповедника «П.В. Басин. Вознесение Богоматери».

news01082018 1

Эскиз «Вознесение Богоматери» был выполнен в рамках официального заказа Петром Васильевичем Басиным (1793 – 1855) в 1843 году для плафона малого купола в приделе святой Екатерины Исаакиевского собора. Росписям собора придавалось огромное значение – в частности, были утверждены особые «Условия на производство живописи в Исаакиевском соборе». Согласно этому документу художники, избранные для выполнения столь ответственной работы, обязаны были в течение четырех месяцев представить эскизы сюжета, который им был обозначен. Эскизы утверждал сам государь. Художник имел право на вознаграждение за проделанную работу только в случае избрания эскиза государем, а все детали композиции, величину фигур и размер эскиза в целом необходимо было согласовать с главным архитектором.

17 ноября 1843 года Басин вместе с девятью живописцами, среди которых были К.П. Брюллов и Ф.А. Бруни, представил первоначальные эскизы росписей на рассмотрение Николаю I. Император одобрил только двадцать один эскиз из показанных ему семидесяти четырех, причем в числе отклоненных оказались все эскизы Брюллова, а в числе утвержденных – все четырнадцать эскизов Басина. Среди них было и «Вознесение Богоматери», на котором стояли утверждающая резолюция и подпись министра двора князя Волконского. К несомненным достоинствам эскиза относятся уверенность и свобода в изображении свето-воздушной среды. По сравнению с ним, в росписях собора значительно увеличился масштаб не только центральных, но и второстепенных фигур, которые стали плотнее, тяжеловеснее и заполнили большую часть плафона, почти полностью поглотив изображение неба. Ощущение полета, присущее эскизу, в росписях утрачивается. Росписи Исаакиевского собора стали последней значительной работой в творчестве П.В. Басина.

Выставка продлится до 30 сентября.


В Музее-усадьбе А.В. Суворова познакомят с духовной жизнью полководца
ngomz

1 августа в 12 часов в притворе церкви Александра Невского на территории музея-усадьбы А.В. Суворова в селе Кончанское, филиале Новгородского музея-заповедника, откроется выставка «А.В. Суворов и православие».

news31072018 1

В небольшой, из четырнадцати предметов, экспозиции собраны свидетельства духовных устремлений великого полководца. Посетители увидят книги  XVIII – начала  XIX века религиозного содержания, наперсный и четырёхконечный офицерский «За отменную храбрость» кресты, фотографии и акварель В.В. Тамбовцева «Церковь в селе Сопины», деревянную скульптуру преподобного Нила Столбенского.

А.В. Суворов всегда отличался высокой нравственностью: милосердие, благотворительность, правдолюбие, целомудрие были добродетелями, украшавшими его.  Ни одно из сражений не начинал без молитвы, а празднование побед - без благодарственного молебна.  Он строго соблюдал посты, хорошо знал чин церковной службы, читал и пел на клиросе за богослужением, сам строил храмы.

news31072018 2
Церкви всегда были особой заботой полководца. Приехав в имение Кончанское в 1784 году, Александр Васильевич велел часть оброчных денег пустить на строительство Кончанской и Сопинской церквей.

Кончанская домовая деревянная церковь была освящена в честь Святого Благоверного Князя Александра Невского в 1789 году. Была она очень простой по архитектуре, колокольни не имела, а 4 небольших колокола располагались под навесом рядом с церковью.  В бытность свою в деревне, полководец «сам на крылосе пел и "Апостола" читал», сам звонил в колокола. Согласно существующим данным, «первоначально суворовская церковь состояла из алтаря, средней части и следующей за ней продолговатой передней».

В 1900 году. кончанская церковь была перевезена в Санкт- Петербург и установлена на Преображенском плацу. В 1925 году. была разобрана, «как не имеющая архитектурной и исторической ценности». Об истории церкви рассказывают фотографии из фондов музея-усадьбы и фондов Центрального государственного архива кинофотофонодокументов.

Во время кончанской ссылки на столе в кабинете полководца лежал раскрытым томик нот Д.С. Бортнянского, по утрам Суворов «час-другой отводил духовным песнопениям». Хорошо знал церковную службу. Библия, Акафист Великомученицы Варвары, «Толкование на псалтирь», « Собрание разных поучений на воскресные и праздничные дни» - эти книги были в числе реликвий кончанской церкви.

В селе Сопины, в 4-х км от Кончанского, по распоряжению А.В. Суворова был построен большой живописный каменный храм, освященный в честь Живоначальной Троицы уже после смерти полководца. Иконостас храма был «копией иконостаса церкви Зимнего дворца». Сохранившийся до наших дней храм в настоящее время восстанавливается.

В декабре 1798 года А.В. Суворов принял решение стать монахом. В прошении Государю Павлу Петровичу он писал из Кончанского: «Державнейший Великий Монарх! Вашего Императорского Величества всеподданнейше прошу позволить мне отбыть в Нилову Новгородскую пустынь, где я намерен окончить мои краткие дни в службе Богу. Спаситель наш один безгрешен. Неумышленности моей прости, милосердный Государь. Всеподданнейший богомолец Божий раб Граф Александр Суворов-Рымникский». Но ответа не получил. Зато через несколько месяцев получил императорский рескрипт, назначавший его в поход в Европу против французов. Фельдмаршал отслужил молебен в церкви и отправился в свой последний военный поход в Италию и Альпы, навстречу всемирной славе.

Выставка продлится по 8 августа.

Ведущие российские и итальянские реставраторы обменяются опытом на семинаре в Великом Новгороде
ngomz

25-26 июля в Великом Новгороде пройдет российско-итальянский семинар по актуальным проблемам реставрации фресковой живописи. Организаторами семинара выступают: Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Новгородский музей-заповедник, Центр Эрмитаж-Италия, Итальянский институт культуры в Санкт-Петербурге и ассоциация «VILLAGGIO GLOBALE». В семинаре примут участие ведущие российские и итальянские художники-реставраторы, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и генеральный директор Новгородского музея-заповедника Наталья Григорьева. Ожидается, что участие в программе примут представители посольства Италии в России.

Великий Новгород не случайно выбран местом проведения мероприятия: именно в Новгородском музее-заповеднике создан Центр реставрации монументальной живописи, где применяются уникальные авторские методики реставрации руинированной монументальной живописи. Поэтому у итальянских и российских коллег будет возможность познакомиться с многолетней работой, которая проводится в Великом Новгороде по восстановлению и сохранению памятников монументальной живописи XII – XVI вв. и обменяться профессиональным опытом.

Семинар откроется 25 июля в 10 часов в конференц-зале Администрации Великого Новгорода (ул. Большая Власьевская, 4). В докладах новгородских специалистов будет дан общий обзор памятников монументальной живописи Великого Новгорода XII – XIV вв., а также описан ход работ по реставрации живописи в новгородских храмах XII и XIV вв. Доклады итальянских ученых посвящены основным принципам реставрации настенных росписей уникальных памятников итальянского Возрождения. Во второй день семинара специалисты Государственного Эрмитажа и итальянские реставраторы поделятся своим опытом реставрации настенных росписей.

Кроме участия в научных заседаниях, программа семинара предусматривает и знакомство с древними памятниками Великого Новгорода и его южных окрестностей.

После окончания утреннего заседания 26 июля, приблизительно в 13 часов, состоится брифинг для журналистов, посвященный итогам семинара.


В Санкт-Петербурге представили выставку об истории Лейб-гвардии драгунского полка
ngomz

news05072018 1
Славная история Лейб-гвардии драгунского полка, расквартированного в новгородском пригороде Кречевицы после наполеоновских войн, была представлена петербуржцам 4 июля на выставке «По горам Балканским разнеслась молва о нас. Лейб-гвардии драгунский полк на Русско-турецкой войне 1877–78 гг.». До 29 июля в выставочном зале отдела «Нарвские Триумфальные ворота» Государственного музея городской скульптуры (Санкт-Петербург) можно увидеть около 120 копий картин, рисунков, гравюр, фотографий и документов, которые представляют краткую историю полка, его участие в русско-турецкой войне, встречу полка  в Новгороде властями и горожанами 20 сентября 1878 года.

В организации выставки приняли участие Государственный Эрмитаж, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Новгородский государственный объединённый музей-заповедник, Новгородское общество любителей древности, Российское историческое общество.

Об открытии выставки рассказал советник генерального директора Новгородского музея-заповедника, председатель Новгородского общества любителей древности Сергей Трояновский:

Выставка приурочена к 140-летию славных побед русских войн под Шипкой, Плевной, Пловдивом, закончившихся поражением Османской империи. Анонсируя выставку, Музей городской скульптуры сообщал: «Война на Балканском полуострове должна была компенсировать для России все неприятности и унижения, последовавшие за неудачей в Крымской войне. Российская империя, победив в 1878 году давнего соперника на востоке, смогла вернуться в круг сильнейших мировых держав и заставить себя уважать и считаться со своим мнением. Успехи России сказались и на карте Европы, после победы над турками начался путь к независимости сегодняшних Болгарии и Румынии».

В экспозиции представлены уникальные портреты офицеров Лейб-гвардии драгунского полка из памятного альбома, подаренного его командованием шефу полка великому князю Владимиру Александровичу 10 апреля 1879 года, через год после окончания войны.

news05072018 1

Сотрудничество автора экспозиции, офицера ВВС России, кавалера ордена «Славы» и неутомимого исследователя истории Кречевицкого гарнизона Юрия Маркитанова с музеем в Нарвских воротах складывалось непросто. Поначалу заведующая музеем Наталья Яблонская недоумевала, почему Лейб-гвардии драгунский полк не фигурирует в числе других гвардейских частей, указанных на фасадах арки. Недоумение развеялось, когда Маркитанов пояснил, что полк был сформирован в 1814 году в Париже по личному распоряжения императора Александра I из лучших офицеров кавалерийских полков, как «живой памятник» победы над наполеоновской Францией.

Триумфальная арка в стиле ампир, ставшая музеем, расположена на площади Стачек вблизи станции метро «Нарвская». Ворота, взамен первоначальных деревянных, были построены в 1827-1834 годах в память о героях Отечественной войны 1812 года. Архитектором выступил В.П. Стасов, скульпторами -  С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский, П.К. Клодт (это была его первая серьёзная работа, а уж потом были знаменитые кони на Аничковом мосту). На воротах, увенчанных шестёркой коней и аллегорической фигурой Славы, содержатся надписи о местах решающих сражений, о воинских соединениях.

news05072018 3

В воротах расположен Музей Воинской славы, созданный в 1987 году решением Главного управления культуры Ленинграда. Тогда же новый музей был включен в качестве отдела в структуру  Государственного музея городской скульптуры. Обычно в экспозиции музея выставляется атрибутика Отечественной войны 1812 года, а также проводятся тематические выставки, одной из которых и временная экспозиция, посвящённая участию кречевицких  драгунов-гвардейцев в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов.

news05072018 4

Новгородская делегация с заместителем директора Государственного Музея городской скульптуры Константином Карасевым (в центре).

Фото Николая Шумилкина


В Новгородском музее-заповеднике научат взвешивать и мерять
ngomz

torgaf
6 июля в 16 часов в подцерковье ц. Жен Мироносиц (Ярославово дворище, ул. Никольская, 3) состоится открытие выставки «Торг знает меру, вес да счет». Выставка знакомит с мерами объёма, веса, длины и различными устройствами, приборами и приспособлениями для их определения, которые использовались в торговле в конце XIX – начале XX века. В том числе уделяется внимание мерам, бытовавшим в крестьянской среде, умениям крестьян считать и распознавать денежные знаки. На выставке представлено около ста предметов из фондов Новгородского музея-заповедника: аршины, кошельки, кубышки, копилки, разновесы, весы, счёты, монеты и др. Выставка будет работать по 28 августа.

В сельской торговле наряду с денежным обменом осуществлялся натуральный, привозимый торговцами мелочный товар: пряники, конфеты, крендели, патока, постное масло и прочее меняли на тряпки, кости, лён и многое другое.

Покупали товар по счёту: единицами, десятками, например, на копейку продавали два веретена или десять. Особые местные единицы измерения существовали в ткачестве. Так, пряжу считали пасмами, тальками и мотами. Нитка, намотанная на мотовило три раза, составляла чисминку, десять чисминок – талька, две тальки – мот.

Крестьяне использовали меры длины: вершок, четверть (пядень), аршин и сажень. Веревки, сети и др. при покупке измеряли ручной саженью (расстояние, измеряемое руками, разведёнными в стороны). Продолжали пользоваться старинной мерой – локтем (расстояние от локтя до кончиков пальцев), «плечко» (расстояние от середины груди до кончиков пальцев вытянутой в сторону руки). Для домашнего употребления у многих имелись самодельные аршины, сделанные по подобию аршина портного или заезжего торговца. Для измерения коротких предметов брались подсобные предметы, например, кнутовище, топорище и пр. При покупке земли пользовались мерами, которые называли «кубиком». Сначала площадь делилась на участки одинаковой длины, затем остатки – на узкие полоски.

Не только в сказках, но и в жизни народ использовал, наряду с универсальными единицами измерения, приблизительные меры, удобные в быту: корзины, лукошки и пр. Например, лукошками, а также десятками продавали яйца, решетами – овёс, морковь, лук и пр. К наиболее древним бытовым народным мерам вместимости можно отнести щепоть, пясть, пригоршни.

Вместимостью какого-нибудь сосуда измерялись не только сыпучие тела, но и жидкости. Распространенной в народе мерой был ушат (от 3 до 4 вёдер), которым, например, продавали капусту. Творог продавали вёдрами, величина которых не у всех была одинаковой (от 25 до 33 фунтов воды). Использовались и другие ёмкости: кадки (кади), кружки и пр.

Крестьяне давали в долг, продавали и покупали «на вес и меру». Для измерения сыпучих тел крестьяне редко использовали фабричные металлические меры («казенные», «печатные меры»), повсеместно употребляли самодельные – «мера», «малёнка», «дупелька», соответствующие условно четверику. Иные имели две меры: одну больше казённой, другую меньше. Разница между самодельными четвериками была существенной, иногда в одну меру. Например, четвериками продавали картофель, также и зерно, но при этом четверики превращали в четверти – мера объёма, тоже известная крестьянам. Мука измерялась мешками.

Постепенно получает всё большее распространение продажа по весу. Взвешивая, продавали масло, лен, шерсть и пр. По весу кузнец принимал железо и отдавал сделанные из него гвозди, принимали молоко на сыроварне и маслодельне. Ягоды, продаваемые ранее корзинами и лукошками, начали также продавать на пуды и фунты, которые из всех мер веса были известны крестьянам. Лен дома считали на десятки́ (десять горстей или волокон) и кирби (десять десятков), продавали на фунты.

В домашнем хозяйстве весы имелись не только у крестьян, занимающихся куплей-продажей. Наиболее распространенным измерительным прибором были фабричные или самодельные безмены. Кроме «казенных» мер сыпучих тел и веса у крестьян были и свои особенные меры. Использовали палки, утварь: сковородники, поварёшки и пр. Когда соседка забегала попросить в долг сахар, кусок подвешивали на конце поварёшки, противоположном лопасти. Используя петлю, уравновешивали оба конца. На том месте поварешки, где она стала в равновесие, делали зарубку, следовательно, соседка возвращала столько же, сколько ей было отпущено. «Вес и мера – святое дело», – говорили крестьяне.


Новгородский музей-заповедник покажет трудовые будни шахтеров эстонского Кохтла-Ярве
ngomz

В Музее изобразительных искусств (пл. Победы-Софийская, 2) открылась выставка «Кохтла-Ярве. Трудовые будни. Живопись второй половины XX века». Выставка знакомит новгородцев с художественной коллекцией Музея Сланца (г. Кохтла-Ярве, Эстония). Посетители увидят 55 живописных произведений 14-ти авторов, созданных в основном в 1950-1970-е годы. Среди них представители ленинградской школы, эстонские художники из Пярну, Кохтла-Ярве и других городов Республики Эстония.

news04072018 1

Выставка будет работать по 5 августа.

Трудовые будни шахтерского города Кохтла-Ярве – тема, которая интересовала многих художников, как профессиональных, так и отдававших искусству свободное от работы в шахте время. Молодой развивающийся город населяли молодые энергичные люди – эстонцы, белорусы, украинцы, русские. Все они реализовывали невероятно сложный, но столь необходимый стране проект – наладить добычу горючего сланца, который в советское время давал энергетическую независимость огромному северо-западному региону, а сегодня эти титанические усилия многонационального шахтерского братства 1950-х – 1980-х гг. обеспечили эту независимость Эстонии.

Живописные произведения, представленные на выставке, выполнены с натуры. Такие художники как Эрнст Халлоп, Мария Добрина, Константин Михайлов, Александр Игонин в своих работах продолжали традиции русской реалистической живописи. Однако, тяжелый «подземный» труд шахтеров передавался ими с большим оптимизмом, без навязчивой драматизации. Обыденность органично соединялась с интонацией возвеличивания, героизацией. Пейзажные и сюжетные зарисовки служат ярким и живым фоном для большой портретной галереи. Ее герои чаще всего безымянны, но вполне конкретны и психологически достоверны. Это портрет поколения энтузиастов, умеющих радоваться жизни и делать жизнь радостной в любые, самые непростые времена.

news04072018 2

Большинство эстонских живописцев, представленных на выставке, – Яан Туулинг, Нигуль Эспе, Хильда Сааремяе, Прийду Аавик – в основном раскрылись как мастера пейзажного жанра. Образ города-труженика, возникшего вблизи шахт, неотъемлемой частью которого стали гигантские терриконы и тяжелые машины, привлекал их внимание постоянно. Они писали его зимой и летом, в солнечные дни и глубокой ночью, когда только далекие огни указывают на то, что жизнь в мире сланца не замирает ни на минуту.

Город Кохтла-Ярве совсем молод, он родился в середине прошлого века – 15 июня 1946 года. Несмотря на молодой возраст, город входит в пятерку крупнейших в Эстонии. Кохтла-Ярве расположен в самом динамично развивающемся регионе Эстонии – в Ида-Вирумаа, неподалеку от восточной границы Евросоюза, возле железнодорожного пути из Таллина в Санкт-Петербург. Поблизости, в Силламяэ, находится крупный морской порт. Все это является важным ресурсом для развития региона.

Кохтла-Ярве - промышленный город, центр сланцевого бассейна, занимающий видное место в экономике Эстонии. Подавляющую часть электроэнергии в Эстонии – около 95% - получают за счет сжигания сланца, добытого в Кохтла-Ярве. Кроме того, сланец – это своего рода «твердая нефть», на его основе выпускаются различные виды химической продукции. Значительное развитие получили в городе и отрасли промышленности, не связанные со сланцем, – производство строительных материалов, швейное производство, металлообработка. Однако промышленный потенциал города далеко не исчерпан. Близость транспортных узлов и наличие квалифицированной рабочей силы создают предпосылки для дальнейшего экономического развития.

Промышленный характер города не означает, что в Кохтла-Ярве забыты другие важные для человека сферы деятельности. Культурная жизнь города многообразна и активна. Танцевальные, музыкальные и театральные коллективы города известны не только в Эстонии, но и за ее пределами. С Великим Новгородом Кохтла-Ярве связывают побратимские отношения. На выставочных площадках города прошло несколько выставок новгородских художников, не раз экспонировались произведения из фондов Новгородского музея-заповедника.


В юбилейный сезон Троицкого раскопа музей приглашает волонтёров
ngomz

На легендарном Троицком раскопе, настоящем символе археологии Великого Новгорода, начались работы. Сезон 2018 года станет для него юбилейным – 45 лет плодотворных и успешных исследований. На данный момент работы ведутся на двух участках под руководством старшего научного сотрудника Новгородского музея-заповедника Андрея Степанова и научного сотрудника кафедры археологии МГУ Виктора Сингха.

news29062018 1

Сейчас на раскопе трудятся участники археологического кружка Санкт-Петербургского Дворца творчества юных и несколько студентов НовГУ. Традиционно здесь будут проходить практику студенты Санкт-Петербургского педагогического университета им. Герцена и Московской Высшей школы экономики. Но археологам всё равно требуется помощь добровольцев. В Центре по организации и обеспечению археологических исследований Новгородского музея-заповедника ждут всех, кто хочет сделать практический вклад в изучение истории Великого Новгорода. Ведь даже один день, проведенный на Троицком раскопе, может оказаться судьбоносным.

За четыре с половиной десятка лет площадь раскопа превысила 8000 кв. м. Здесь вскрыты мостовые четырех древних улиц, вдоль которых располагались  19 усадеб X-XV веков. Особенно ценен комплекс усадеб, принадлежавших в XII – начале XIII века боярскому роду Мирошкиничей. Сенсационным стало открытие усадьбы и мастерской иконописца, мастера фресковой живописи Олисея Гречина, расписавшего церковь Спаса Преображения на Нередице. Исключительна по своему значению находка новгородской псалтыри – древнейшей славянской книги, датированной началом XI века. На Троицком раскопе обнаружено свыше 450 берестяных грамот.

news29062018 2

А впереди ещё новые сенсации и уникальный опыт с погружением в древнюю историю. Для тех, кто захочет посвятить себя археологии этим летом, Новгородский музей-заповедник предоставит свободный вход в экспозиции и памятники.

Дополнительную информацию можно получить по телефону (8-8162) 636355.


Презентация новой книги о Великой Отечественной войне
ngomz

21 июня в 16 часов в конференц-зале Музея изобразительных искусств (пл. Победы-Софийская, 2) Новгородский музей-заповедник и отделение Российского исторического общества в Великом Новгороде представят новую книгу о Великой Отечественной войне, написанную известными новгородскими и петербургскими историками Дмитрием Асташкиным, Борисом Ковалёвым и Сергеем Куликом, «Нацистский режим на Северо-Западе России. Оккупация. Сопротивление. Возмездие».

news20062018 1

В книге дается комплексное описание нацистской оккупации Северо-Запада России. Приводятся сведения об экономической, церковной, идеологической политике захватчиков и их пособников. Анализируются военные преступления, в том числе Холокост, расхищение культурных ценностей. Описывается деятельность партизан и подпольщиков. Также приводятся данные об уголовном преследовании нацистских военных преступников в 1940–1960-х гг. Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся историей Великой Отечественной войны: ученых, краеведов, студентов, школьников.

В презентации примут участие Дмитрий Асташкин и Борис Ковалёв.



«Хранители детства». Советские игрушки 20 – 80-х гг. XX в.
ngomz

19 июня в 11 часов в Детском музейном центре Новгородского музея-заповедника (Кремль, Судейский городок, 3) состоится открытие выставки «Хранители детства». Советские игрушки 20-80-х гг. XX в. из фондов Новгородского музея-заповедника и частных коллекций». На выставке представлено более двухсот экспонатов: куклы, настольные игры, фигурки животных, погремушки, неваляшки, каталки, машинки, конструктор, детская игрушечная мебель и посуда, заводные, механические, инерционные игрушки, формочки для песка и др.

detstvoban

Выставка показывает возрастные этапы развития и предметный мир ребенка советского времени и имеет следующие разделы: «Младенчество», «Дошкольный возрастной период», «Младший школьный возраст». Дети советского времени значительную часть досуга проводили во дворах своих домов, поэтому в структуру выставки включено интерактивное пространство «Двор советского времени», позволяющее посетителям получить практический опыт использования некоторых детских игровых приспособлений.

Выставка будет работать по 20 января 2019 года.

Игрушка – важная часть детского мира, играющая большую роль в жизни каждого человека. Она не только развлекает, но и развивает моторику, творческую фантазию, побуждает к игре, к имитации «взрослых» жизненных ситуаций, исподволь обучает и воспитывает. Очень часто игрушка является уменьшенной копией культурной системы с ее социальными отношениями и выступает в качестве поставщика информации об окружающей действительности. Советская игрушка – явление культуры прошлого века, отражение знаков и символов ушедшей эпохи. Она рассказывает о жизни и быте людей, о воспитании поколений строителей социалистического общества, научно-технических достижениях тех лет. В 1920-1980-е годы XX века игрушка являлась особой отраслью советского производства: от продукции кустарей до многотысячных тиражей крупных промышленных предприятий, от копирования зарубежных аналогов до внедрения отечественных разработок и изобретений и привлечения профессиональных художников.