?

Log in

No account? Create an account

Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Новгородский музей провел экскурсию для детей с нарушениями аутистического спектра
ngomz

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями продолжает реализацию проекта «Ментальный пандус». Сотрудники сформировали «сумку специального экскурсовода» с предметами, необходимыми при обслуживании детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Такая разработка позволяет значительно повысить эффективность программ Детского музейного центра Новгородского музея-заповедника.

news12102018 1
Одну из специальных экскурсий провела старший научный сотрудник музея Любовь Васильева. Группа детей с волонтерами совершила прогулку по Кремлю. Дети узнали, из чего сложена  древняя крепость, какова толщина её стен и какое значение Кремль занимал в истории. Особенности восприятия таких детей позволяют давать только краткую информацию, которую они способны запомнить и воспроизвести. И рассказ экскурсовода выстраивается вокруг тех объектов, которые можно увидеть на пути прогулочного маршрута. А в сумке всегда должны находиться предметы, которые помогают детям получить представление о каких-либо объектах  через тактильный контакт, поощрительные подарки или инструменты, облегчающие взаимопонимание при нарушениях речи.
news12102018 2

Социально-культурная реабилитация детей-инвалидов музейными средствами активно входит в практику работы детского реабилитационного центра. Новгородский музей-заповедник оказывает центру в этом деле всестороннюю поддержку.

news12102018 3

Петербургские реставраторы исследуют новгородские раритеты с помощью новейшего оборудования
ngomz

Специалисты Лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа продолжают изучение уникальных предметов ювелирного искусства из коллекции Новгородского музея-заповедника. Об этом в ходе VIII научно-практической конференции «Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация» рассказал заведующей эрмитажной лабораторией Игорь Малкиель.

news03102018 1

Начало сотрудничеству в этом направлении было положено ещё в 2013 году, когда новгородские музейщики обратились к петербуржцам с предложением отреставрировать некоторые предметы. Они выбрали знаменитые кратиры из ризницы Софийского собора.

- Когда мы осмотрели сосуд Братилы, то я понял, его нужно срочно реставрировать, - рассказал Игорь Малкиель. - Реставрации прошлого века уже себя исчерпали, у кратира отваливались ручки. Предмет вызывал большое беспокойство. А это шедевр, поэтому нам было очень интересно взяться за эту работу. У нас есть уникальное оборудование – система лазерной сварки, которая позволяет делать чудеса в области реставрации. Мы подходили к этому процессу крайне аккуратно.

news03102018 2
news03102018 3

Стоит отметить, что приобретение оборудования и обучение мастеров новым технологиям стало возможным благодаря проекту Эрмитажа и компании Coca-Cola. После стажировки специалисты демонстрируют свои навыки, помогая различным музеям России – от небольших до крупных федеральных объединений.

На вооружении реставраторов - рентгенофлуоресцентный анализатор, который позволяет узнать состав металла. Это помогает уточнить датировку создания предметов. А для того, чтобы понять структуру металла, есть видеоэндоскоп высокого разрешения. Он используется для сканирования внутренней поверхности сосудов.

- Сейчас мы можем сказать, что было несколько граверов – два или три. Они сымитировали те технологические особенности сосудов, которые у них были в качестве образцов. Например, с оборотной стороны нашего кратира есть точка. Обычно в сасанидское время металлические сосуды изготавливались на специальном вращающемся круге, после чего на поверхности оставалась такая отметина. Но новгородские мастера не поняли, откуда взялась точка – и сымитировали ее. Потом подражали чеканке на донце сосуда. В ходе исследования и реставрации нам удалось обнаружить еще много чего интересного, что переворачивает всю систему нашего понимания технологии изготовления этих вещей.

news03102018 4

Долгие годы считалось, что эти сосуды были изготовлены методом чеканки. Оказалось, что они были отлиты из серебра, а потом позолочены. У Игоря Малкиеля есть предположение, что изначально это были не кратиры, а лампы для масла. Позднее к нимприпаяли  ручки и сделали из них кратиры, сделали надписи. Аналогичные византийские сосуды VI века хранятся в Вашингтоне. Они сделаны по такому же принципу, что и новгородские, и тоже, вероятнее всего, служили лампами.


Продолжаются археологические исследования на раскопе Дубошин-II
ngomz

Под руководством старшего научного сотрудника Новгородского музея-заповедника Михаила Петрова завершены исследования культурных слоев XIII столетия Славенского конца древнего города. Стало известно, что плотная застройка, изученная в слоях первой половины XIV столетия, существовала и в XIIIвеке, однако, отсутствовало сплошное мощение дворовой территории.

news20092018 1Комплекс находок весьма разнообразен: всего за два месяца работ обнаружено около 4000 предметов. Особенно  впечатляет  количество и многообразие ключей от замков.

Обнаружены свидетельства существования на усадьбе различных ремесел. Новгородцы домонгольского периода предпочитали украшать даже утилитарные инструменты: найдено шило с украшенной резьбой костяной рукоятью. В Новгороде известны находки подобных рукоятей (их можно увидеть в экспозиции музея в здании Присутственных мест), но целый предмет найден впервые.

news20092018 2

Лучшей находкой прошедшего месяца стал перстень, найденный в тканевом футляре-мешочке. Мешочек из синего шелка с остатками вышивки золотом -  что уже, по экспертному мнению псковского историка Елены Зубковой, делает  эту часть находки неординарной. Перстень представляет собой квадрифолийную печатку с черневым изображением святого воина. Находка в целом указывает на высокий имущественный статус ее владельца.

news20092018 3

Исследования на раскопе Дубошин-II продолжаются уже в слоях XII века.


Новгородский музей-заповедник представит вехи полуторавековой истории памятника Тысячелетию России
ngomz

news19092018 1
21 сентября в 16 часов в вестибюле второго этажа Главного здания Новгородского музея-заповедника (Здание Присутственных мест, Кремль, 4) откроется выставка «Памятник Тысячелетию России. Взгляд сквозь столетия». На выставке представлено около пятидесяти экспонатов из фондов Новгородского музея-заповедника: произведения печатной графики, документальные и фотографические материалы, иллюстрирующие главные вехи полуторавековой истории памятника. Большой интерес среди экспонатов выставки представляет фрагмент модели верхней части памятника Тысячелетию России, который был отлит в бронзе с гипсовой модели, исполненной в 1860 году скульптором Иваном Шредером. Отдельного внимания заслуживают видовые листы, подготовленные архитектором памятника Виктором Гартманом. Выставка будет работать по 29 октября.

В 1862 году предстояло праздновать завораживающую дату – тысячелетие России. Центром общероссийского торжества был выбран Новгород – город, в котором согласно летописным сведениям о призвании варяжских князей в 862 году зародилась российская государственность. Кульминацией всех праздничных мероприятий должно было стать открытие уникального монумента, олицетворяющего в бронзе всю многовековую отечественную историю – памятника Тысячелетию России. Идея возведения монумента в ознаменование тысячелетия Российского государства зародилась в правительственных кругах задолго до торжественной даты. В 1859 году правительством был объявлен конкурс проектов памятника, на который был представлено 52 работы. Победителем конкурса был признан совместный проект художника М.О. Микешина и скульптора И.Н. Шредера.

Закладка памятника состоялась 16 (28) мая 1861 года. В фундамент был заложен гранитный камень, в выемку в котором был вставлен бронзовый ящик с надписью о времени закладки памятника и его назначении. В этот ящик также были вложены медали времен Александра II, золотые и серебряные монеты 1861 года выпуска. Гранит для устройства пьедестала был привезен с Сердобольских каменоломен на Ладоге. Одновременно в Санкт-Петербурге производилась отливка бронзовых частей памятника. К июлю 1862 года все детали были доставлены в Новгород.

После завершения монтажных работ памятник был накрыт тентом, скрывающим его от посторонних глаз, до начала праздничных мероприятий. Датой празднования тысячелетнего юбилея Российского государства было выбрано 8 (20) сентября 1862 года. На этот день приходились сразу три знаменательных события: годовщина Куликовской битвы, православный праздник Рождества Богородицы – заступницы и покровительницы России и день рождения наследника престола Николая Александровича. В период празднования тысячелетия России Новгород фактически стал столицей Российского государства. На протяжении трехдневного торжества члены императорской фамилии разъезжали по городу в открытых экипажах и общались с людьми разных сословий, на городских площадях играли военные оркестры, а столичные театры давали представления на временных подмостках.

news19092018 2
После Октябрьской революции 1917 года памятник Тысячелетию России воспринимается партийным руководством страны как памятник самодержавию и контрреволюции. В 1918 году был выпущен декрет о памятниках, согласно которому все монументы, воздвигнутые в честь царей и императоров, должны были подлежать немедленному уничтожению. Памятник Тысячелетию России уцелел лишь чудом, но судьба в первые послереволюционные годы у него была все равно незавидная. В дни социалистических праздников памятник закрывали фанерными щитами, расписанными революционными лозунгами, здесь же устраивали деревянный помост, служивший трибуной для выступлений и местом для размещения революционных плакатов.

В годы Великой Отечественной войны памятнику был нанесен огромный ущерб. С началом боевых действий под Новгородом вокруг монумента были сооружены деревянные строительные леса, после чего гранитный пьедестал был засыпан песком во избежание его повреждения осколками авиационных и артиллерийских снарядов. Благодаря этим действиям памятник не получил существенных повреждений в ходе боев за город в августе 1941 года и в период фашисткой оккупации Новгорода стал у солдат вермахта излюбленным местом для фотографирования. В январе 1944 года накануне освобождения Новгорода советскими войсками памятник Тысячелетию России был полностью демонтирован и подготовлен для отправки в Германию в качестве военного трофея. Оккупанты успели вывезти из города окружавшие монумент фонари и бронзовую решетку, но осуществлению дальнейших планов по его транспортировке помешало наступление советских войск. После освобождения Новгорода советскими войсками 20 января 1944 года Комитет по делам архитектуры при СНК СССР и исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся принял решение восстановить памятник в прежнем виде в числе первых объектов разрушенного Новгорода. Проведением реставрационных работ занимались сотрудники Ленинградского областного отдела архитектуры. Памятник был восстановлен в кратчайшие сроки, и уже 2 ноября 1944 года состоялось его торжественное открытие, которое стало значимым событием в жизни Новгорода того времени.


Письмо через Волхов: первое прочтение грамоты №1113
ngomz

Продолжается изучение берестяной грамоты №1113, найденной на раскопе Дубошин-II в минувшие выходные. Член-корреспондент РАН, доктор филологических наук Алексей Гиппиус раскрыл предварительное содержание документа.

news13092018 1

В письме автор высказывал значительные финансовые претензии к своей падчерице, которая жила на «Рядятине улице». Слово «падчерица» в берестяных грамотах упоминается впервые, а названия улиц встречаются крайне редко. Интересную задачу перед учеными документ ставит и тем, что послание направлено от имени двух человек, которые обращались тоже к паре адресатов. При этом с той и другой стороны встречается одинаковое имя – Иванко.

Средневековая улица Рядятина (Редятина) находилась в Людине конце древнего Новгорода. Усадьбы этой улицы исследуются сейчас на раскопе Троицкий-XVI. Таким образом, грамота №1113 связывает Славенский и Людин концы, располагавшиеся на двух берегах Волхова.

Работы на раскопе Дубошин-IIпродолжаются под руководством старшего научного сотрудника Новгородского музея-заповедника Михаила Петрова.


Результаты очередного этапа археологических исследований Владычного двора в Кремле
ngomz

Архитектурно-археологическая экспедиция СПбГУ подвела итоги раскопок на территории новгородского Владычного двора в этом сезоне. Об этом сообщил начальник экспедиции, кандидат исторических наук Илья Антипов. Исследования проводились при содействии Новгородского государственного объединенного музея-заповедника в рамках проекта «Каменная гражданская архитектура Новгорода XIV–XV вв.: комплексное изучение», поддержанного Российским научным фондом.

news11092018 1

«В Древней Руси очень редко строили каменные гражданские сооружения — жилые и общественные здания, как правило, возводили из дерева, каменными были в основном церковные постройки, - рассказал Илья Антипов. -  Уникальным являлся ансамбль каменных построек новгородского Владычного двора — здесь в XIV–XV веках появилось значительное количество гражданских сооружений различного назначения, большинство из них ныне утрачено.

Масштабная реставрация Владычной палаты в 2006 – 2012 годах сопровождалась археологическими исследованиями. Однако, к сожалению, на данном этапе изучения удалось решить далеко не все ключевые вопросы реконструкции исторической застройки Владычного двора.

news11092018 2

В течение июля и августа была раскрыта значительная часть фундаментов ранее неизвестной гражданской постройки середины XV – первой трети XVI века. Здание примыкало к северо-восточному углу Владычной палаты, в средневековье эти сооружения сообщались друг с другом. Интересной находкой стало обнаружение входившей в структуру здания ретирады — средневекового туалета, значительно расширенного, вероятно, в XVII веке.

Разведочные раскопки на участке к западу от Софийского собора дали очень важные результаты. Среди находок — фрагменты фресок XV века, аналогичные росписям, сохранившимся на стенах Владычной палаты. Найдены кладки построек XIV – первой трети XV века и XVII века, примыкавшие к уникальной одностолпной палате середины XIV века, исследованной экспедицией СПбГУ в 2008–2009 годах».

news11092018 3

Изучение обнаруженных сооружений, а также доследование и консервация одностолпной палаты станут основными задачами сезона 2019 года.


Проект Новгородского музея-заповедника стал лауреатом Всероссийской премии «Александр Невский»
ngomz

Учредители Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский» объявили лауреатов 2018 года. В специальной номинации «Ратоборцы» победил проект Новгородского музея-заповедника «Александр Невский». Торжественная церемония награждения состоится в Санкт-Петербурге 12 сентября.

news05092018 1

На конкурс был представлен проект, включающий передвижную выставку «Александр Невский» и инновационную просветительскую акцию «День истории в Новгородском кремле».

Имя Александра Невского неразрывно связано с Великим Новгородом: это важнейший период жизни полководца – время великих побед, прославивших его на всю Русь. Александр Невский принадлежит не только своему времени. Его образ актуален и сегодня, в XXI веке. Поэтому проект объединил различные артефакты из фондов Новгородского музея-заповедника, копийные и мультимедийные материалы, серию оригинальных экскурсий для детей, подростков и семейного досуга. Проект стал результатом многолетних исследований и разработок музейных сотрудников различных специальностей – археологов, историков, реставраторов, музейных педагогов, дизайнеров. В авторскую команду вошли сотрудники музея Олеся Рудь, Виктор Назаров, Марина Мазилкина, Ольга Огольцова, Владимир Варнаев.

В разные годы лауреатами премии становились не только признанные мэтры отечественной литературы, но и писатели из всех регионов страны. По второму направлению конкурса победа доставалось крупнейшим музеям страны, а также  небольшим частным, народным, школьным музеям. Стоит отметить и широчайшую географию конкурса: от Москвы буквально до самых окраин России, ближнее и дальнее зарубежье. Учредителями являются  ПАО «Талион» и Союз писателей России.

17 августа - «Открытая пятница» в церкви Спаса Преображения на Нередице и Детском музейном центре
ngomz

17 августа в рамках проекта Новгородского музея-заповедника «Открытая пятница» для бесплатного посещения будут открыты: памятник-музей церковь Спаса Преображения на Нередице, XII в. (д. Спас-Нередица, режим работы 11:00 – 16:00; осуществляется подвоз автобусом от Информационного центра музея (Сенная пл., Важня) в 11:00, 12:30 и 14:00) и Детский музейный центр (Кремль, Судейский городок, 3, режим работы 10:00 – 18:00)

21neredica

Церковь Спаса Преображения на Нередице

Церковь Спаса Преображения расположена в 3 км к югу от Новгорода, рядом с Городищем. Построена она в 1198 году новгородским князем Ярославом Владимировичем близ княжеской резиденции и посвящена памяти его сыновей.

На следующий после строительства год церковь была расписана фресками. По гипотезе В.Л. Янина, автором росписи мог быть известный в Новгороде Олисей Гречин. Одновременно с возведением храма был основан мужской монастырь, где в 1322 году принял постриг перед смертью и был погребен новгородский князь Афанасий Данилович, внук Александра Невского.

Храм неоднократно перестраивался. В 1903-1904 годах были проведены реставрационные работы (первая подлинно научная реставрация в России), в ходе которой церкви Спаса на Нередице был почти полностью возвращен первоначальный облик. Фрески храма являются одним из самых знаменитых памятников монументальной живописи не только русского, но и европейского искусства. Роспись Нередицы дошла до XX столетия в превосходном состоянии и активно изучалась и описывалась до 30-х годов XX в. Лишь в отдельных местах были утраты.

В годы Великой Отечественной войны церковь Спаса была превращена в руины. Уцелело примерно 50% кладки и 15% живописи (до войны ее сохранилось около 90 %). Работы по спасению памятника начались еще в 1944 году. Церковь восстановлена в 1956-1958 гг. По решению ЮНЕСКО в 1992 году церковь Спаса на Нередице включена в Список Всемирного наследия как наиболее ценный памятник истории и культуры.

3dmc
Детский музейный центр

ВЫСТАВКИ

«Город мальчика Онфима». Работы новгородского художника Н.И. Дунина, студии «Традиционная кукла» О.М. Олонцевой, студии исторического моделизма В.Н. Варнаева –

1 этаж, выставочный зал

«Хранители детства». Советские игрушки 20–80-х гг. XX века». Из фондов Новгородского музея-заповедника и частных коллекций

– 2 этаж, выставочный зал

«Радуга наощупь». Работы участников Новгородской региональной общественной организации семей с незрячими и слабовидящими детьми «Умка вместе с мамой» совместно с Новгородской детской художественной школой

– 2 этаж, выставочный зал


Пешком по древней крепости: вышел новый путеводитель-игра для детей
ngomz

Теперь новгородцы и гости города смогут совершить путешествие не только по современному городу, но и его древним крепостным сооружениям. Для этого нужно включить воображение и открыть новый путеводитель «Новгородская крепость».

news10082018 1

Книга вышла в санкт-петербургском издательстве «Фордевинд» и продолжает знаменитую серию «Иллюстрированный путеводитель». В нее входят и издания, выпущенные совместно с Новгородским музеем-заповедником. Это красочные путеводители по музеям Великого Новгорода и Новгородской области, а также Музею народного деревянного зодчества «Витославлицы».

Автором текстов для «Новгородской крепости» выступил ведущий научный сотрудник Новгородского музея, кандидат исторических наук Илья Хохлов. Он известен  своими изысканиями в области военной истории, является автором экспозиции в Белой (Алексеевской) башне, посвященной оборонительным сооружениям древнего города.

- В моей практике это первый опыт написания книги для детей. Жанр у нее получился сложно-составной, - рассказал Илья Хохлов. – Была задача сделать путеводитель по времени, чтобы можно было увидеть не только то, что сохранилось сейчас, но и что было когда-то. И постараться передать это достоверно.

news10082018 2

Содержание путеводителя охватывает период  с XII по XVIII век, когда возводились, перестраивались и разрушались оборонительные сооружения Новгорода. При этом читателю предоставляется возможность сопоставить сегодняшний облик города с рассказом о том, что было утрачено в войнах и пожарах, просто исчезло со временем. Важное место в тексте занимают фрагменты, связанные с ключевыми битвами, когда новгородцам приходилось обороняться, а также быту крепостного гарнизона в разные века.

Энциклопедические сведения поданы в виде лаконичных, но очень содержательных статей и словарика специальных и устаревших терминов.  А проверить свою смекалку юный читатель сможет, выполнив игровые задания. Редактор-интерпретатор издательства «Фордевинд» Маргарита Ковалёва уверена, что вслед за этими вопросами и квестами ребенок не один раз обойдет Кремль и внимательно осмотрит все ярусы Белой башни. Стоит добавить, что в текстах есть упоминания русских икон, которые обязательно нужно посмотреть в экспозиции Новгородского музея, чтобы составить полное представление о Новгородской крепости.

- В книге картинки, на которых кипит жизнь, - отметила работу художника Маргарита Ковалева. - И это ужасно интересно. Вы увидите максимально достоверные иллюстрации к детской книге, которые могут быть вообще. Нет ничего лишнего, все детали на своих местах – все что известно и доказано современной наукой.

news10082018 3

Основой для реконструкции Малого земляного и Окольного города в иллюстрациях послужили труды архитекторов-реставраторов Нинель Кузьминой и Людмилы Филипповой. А вот вдохновение художнику Евгению Морозову подарили русский лубок и сказочные произведения русских живописцев начала XX века:

- Половина книг в моей библиотеке о средних веках, половина – детские иллюстрированные книги. Но я никогда раньше не работал над иллюстрациями. Теперь мне кажется, что я знаю каждую тропинку Детинца, могу отличить Спасскую башню от Дворцовой. И каждого казака знаю по имени, который изображен в этой книге. За месяц работы я сам пожил в Новгороде XVI –XVIIвеков.

news10082018 4

Интерес к изданию оказался настолько велик, что первая часть тиража была разобрана сразу же после презентации в Белой башне. Сейчас книгу можно приобрести в сувенирных салонах Новгородского музея-заповедника. А иногородние читатели могут сделать заказ через Информационный центр музея.


Новгородский музей-заповедник представит картину из своего собрания в Исаакиевском соборе
ngomz

1 августа в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге откроется выставка одной картины из собрания Новгородского музея-заповедника «П.В. Басин. Вознесение Богоматери».

news01082018 1

Эскиз «Вознесение Богоматери» был выполнен в рамках официального заказа Петром Васильевичем Басиным (1793 – 1855) в 1843 году для плафона малого купола в приделе святой Екатерины Исаакиевского собора. Росписям собора придавалось огромное значение – в частности, были утверждены особые «Условия на производство живописи в Исаакиевском соборе». Согласно этому документу художники, избранные для выполнения столь ответственной работы, обязаны были в течение четырех месяцев представить эскизы сюжета, который им был обозначен. Эскизы утверждал сам государь. Художник имел право на вознаграждение за проделанную работу только в случае избрания эскиза государем, а все детали композиции, величину фигур и размер эскиза в целом необходимо было согласовать с главным архитектором.

17 ноября 1843 года Басин вместе с девятью живописцами, среди которых были К.П. Брюллов и Ф.А. Бруни, представил первоначальные эскизы росписей на рассмотрение Николаю I. Император одобрил только двадцать один эскиз из показанных ему семидесяти четырех, причем в числе отклоненных оказались все эскизы Брюллова, а в числе утвержденных – все четырнадцать эскизов Басина. Среди них было и «Вознесение Богоматери», на котором стояли утверждающая резолюция и подпись министра двора князя Волконского. К несомненным достоинствам эскиза относятся уверенность и свобода в изображении свето-воздушной среды. По сравнению с ним, в росписях собора значительно увеличился масштаб не только центральных, но и второстепенных фигур, которые стали плотнее, тяжеловеснее и заполнили большую часть плафона, почти полностью поглотив изображение неба. Ощущение полета, присущее эскизу, в росписях утрачивается. Росписи Исаакиевского собора стали последней значительной работой в творчестве П.В. Басина.

Выставка продлится до 30 сентября.