Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Показ уникального проекта «Да судимы будете» для школьников Новгородской области
ngomz
24 марта в 15 часов состоится очередной показ сценической реконструкции суда над нацистскими военными преступниками, проходившего с 7 по 18 декабря 1947 года в Новгороде. На этот раз зрителями станут подростки Новгородского, Батецкого, Демянского, Поддорского, Солецкого районов. Эти территории наиболее пострадали от оккупантов во время Великой Отечественной войны. Для школьников постановка станет уникальным уроком истории.

news21032018 1

Проект был создан творческой группой под руководством заслуженного артиста России Даниила Донченко, исследователем судов над нацистскими преступниками в СССР, кандидатом исторических наук Дмитрием Асташкиным и Новгородским музеем-заповедником. Содействие проекту оказали Министерство культуры Российской Федерации, Правительство Новгородской области, Управление ФСБ России по Новгородской области, Прокуратура Новгородской области, Российское Военно-историческое общество и Российское историческое общество. Идея создания сценической реконструкции получила в 2017 году грант Президента России Владимира Путина как проект общенационального значения в области культуры и искусства. Премьера постановки состоялась 16 декабря 2017 года. Также ее увидели участники празднования освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков 20 января 2018 года.

Показ организован при содействии Молодежного правительства Новгородского области, финансовой поддержке компании ZENDEN и социального проекта Андрея Павлова «Центр военно-спортивной подготовки».

news21032018 2

Сегодня Новгородским музеем-заповедником и Новгородским областным телевидением подготовлен передвижной вариант проекта. Он включает демонстрационную видеоверсию сценической реконструкции, выставку с копиями архивных фотографий злодеяний нацистских преступников и подлинными музейными артефактами, использованными в качестве улик в 1947 году. Его презентация пройдет в рамках показа 24 марта.

«Да судимы будете» - проект, вовлекающий современного зрителя в соучастники исторического события. Время сохранило для нас подлинную площадку суда – это здание Митрополичьих покоев (XVII в.) Новгородского кремля, в котором сегодня располагается областная филармония им. А.С. Аренского. Обстановку удалось восстановить по архивным фотографиям, уцелевшим в фондах Новгородского музея-заповедника, а документы, кинохроника и публикации в прессе стали основой для реконструкции хода процесса и реплик участников. Уникальным для проекта стало участие двух очевидцев, чьи воспоминания использованы в сценарии. К сожалению, большая часть протоколов еще засекречена, но именно это позволило совместить реконструкцию с художественными приемами. Зрителям предлагается квинтэссенция многодневного исторического события, уместившегося в документальную драму в одном действии. Кроме самого процесса, для проекта реконструирована выставка, которая в 1947 году демонстрировала зрителям ужасные злодеяния нацистских преступников.

На скамье подсудимых 19 военных преступников из вермахта, от генералов до фельдфебелей. Они расстреляли, повесили, заживо сожгли, замучили более 34 тысяч жителей на территории современных Новгородской, Ленинградской и Псковской областей. Во время предварительного следствия их вину подтвердили более 35 свидетелей из четырех областей РСФСР. Одним из свидетелей был протоиерей Русской Православной Церкви Николай Ломакин, также выступавший на Нюрнбергском процессе.

Одним из важнейших эпизодов реконструкции стало расследование преступлений нацистов в Жестяной Горке Батецкого района. Это одно из мест массового уничтожения мирного населения на Северо-Западе России, где было обнаружено не менее 2600 трупов. Бюрократизм, с которым каратели подходили к своим злодеяниям, оставил ряд документов, позволивших установить, что среди погибших были евреи и цыгане. Это же подтверждают и более поздние показания свидетелей. Массовые расстрелы в Жестяной Горке стали еще одним трагическим эпизодом Холокоста.

news21032018 3

В России ещё не было подобных проектов, обращенных на визуальное воссоздание исторического события, показавшего силу и справедливость страны-победителя по отношению к поверженному врагу.

Фото Николая Велицкого


О любимых питомцах Н.А. Некрасова расскажут в Чудовском филиале Новгородского музея
ngomz
news15032018 1
С 16 марта в Научно-культурном центре Дома-музея Н.А. Некрасова, Чудовском филиале Новгородского музея-заповедника, можно познакомиться с историей привязанности великого поэта к охотничьим собакам на выставке «Кто  же охоты собачьей не любит, тот в себе душу заспит и погубит». Охотничьи собаки Н.А. Некрасова». Рассказ иллюстрируют фототипии, рисунки, книжные издания на тему охоты, предметы интерьера в виде фигурок собак.

Любовь к охотничьим собакам проявилась у Некрасова в раннем детстве, когда в 13-14 лет он с отцом, заядлым охотником, уже гонял и травил зверя.  Сестра поэта Анна Буткевич (урождённая – Некрасова) вспоминала: «Брат мой всю жизнь любил охоту с ружьем и легавой собакой». Охотник и поэт со страстью сочетались в Некрасове. В начале 1850-х годов поэт завел не одну, а несколько легавых собак, породу в то время достаточно новую и модную.

Собаки всегда находились с ним рядом. В приемную знаменитого журнала «Современник», который редактировал Некрасов, к посетителям порой выбегало до десяти собак. Они были самыми близкими и надёжными друзьями,  спасали от приступов хандры, которым часто бывал подвержен хозяин.  Через жизнь поэта прошло немало «умных» собак. Даже великий князь Николай Николаевич просил на охоту его гончих. Предпочтение Некрасов отдавал сеттерам и пойнтерам . Сам наблюдал за их воспитанием, любимцев даже кормил со своей тарелки и давал им куски с вилки. А  сколько заботливости и любви к охотничьим собакам поэт изливал в письмах родным и друзьям: «Береги Фридку... в холод в воду ее не берите, а затем охотьтесь с ней на дупелей и вальдшнепов»,  «Жаль будет покидать только  Кадошку, но очень жаль! Что за умничек, если б вы знали!»  Двух любимых пойнтеров Фингала и Кадо поэт сделал героями своих произведений.

Выставку можно посетить до 31 мая.


Фотовыставка «Дела несовершеннолетних»
ngomz

В Музее истории города Боровичи и Боровичского края, филиале Новгородского музея-заповедника, работает выставка фотографий «Дела несовершеннолетних» воспитанников студии «ФотоКЛАСС» Боровичской школы искусств им. А.К. Лядова. Возраст авторов представленных работ  - от  10 до 16 лет. Их наставниками выступали известный петербургский фотограф Сергей Подгорков и его супруга Людмила Багинская.

news14032018 3


Главной темой экспозиции из 60 работ стала окружающая действительность, мгновения жизни, запечатлённые в кадре. Каждая фотография открывает зрителю повседневный мир, но детский взгляд может уловить то, что часто не замечают погруженные в свои проблемы взрослые. Снимки юных фотографов передают и самые сокровенные чувства, и мудрость возраста, и детскую радость, и красоту юности. Запечатлен и мир природы, животные, птицы, борьба человека со стихией. Некоторые работы можно отнести к жанру социальной фотографии.

news14032018 4


Авторы не претендуют на высокий профессионализм, их творчество - это попытка выразить свое отношение к миру, запечатлеть увиденные ими мгновения современного ритма жизни. К слову сказать, музей служит творческой площадкой для студии, где они часто выступают в роли фотокорреспондентов, что также нашло отражение на выставке.

Увидеть работы можно до 20 апреля.


Юбилейная выставка Надежды Дзюба
ngomz

news14032018 1
16 марта в 16 часов в Главном здании Новгородского музея-заповедника (здание Присутственных мест, Кремль, 4) открывается новая выставка «Надежда Дзюба. Жизнь на шпалерах. Гобелен». Посетители увидят 30 произведений ручного ткачества из льна, шерсти с использованием металла и камня.

Выставка приурочена к юбилею Надежды Дзюба, заслуженного художника России, члена Союза художников России, члена-корреспондента Петровской академии науки и искусств. В разные годы Надежда Викторовна была членом Правления Новгородской организации Союза художников России, членом экспертного совета Государственного музея художественной культуры Новгородской земли. О виде декоративно-прикладного искусства, выбранном для юбилейной экспозиции, рассказывает автор:

«Язык шпалеры для меня не случайно оказался привлекательным. С детства я увлекалась разными техниками художественного текстиля, но только гобелен позволил мне оставить свой след в пестрой палитре современного искусства Великого Новгорода. «Теплый» материал в современной шпалере говорит сам - он создает уют и настроение в интерьре, объединяет пространство, решает его тему, определяет образ. Современный гобелен всегда активен, поэтому его роль в формировании пространства очень велика.

Каждый художник проживет в искусстве свою жизнь. У меня начало творческого пути совпало со всеобщим интересом к истории страны, к народным традициям и памяти предков. Хотя я и не родилась в Великом Новгороде, но именно эта древняя земля воспитала меня, научила видеть уникальность этого места России в ее истории, почувствовать себя частью мощного культурного слоя вечного города».

За триптих «Троицкий раскоп» в 1997 году Надежда Дзюба награждена медалью Министерства культуры России. Также на выставке новгородские темы отражены в работах «Рюриково городище», «Из глубины веков», «Русь», «Колокольный звон», «Реставрация».

«Думается, она в полной мере испытала острое чувство причастности к великому прошлому, делающее жизнь современного человека более осмысленной и глубокой, - пишет ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника, кандидат искусствоведения Татьяна Володина. - Теплота и задушевность, свойственные народному искусству, сочетаются в ее произведениях с завершенностью и образностью – признаками высокого профессионализма».

Художник прекрасно чувствует возможности материала – его фактуру, цвет, объем. Умело использует прием контраста, соединяя ткань с кожей и металлом, раковинами и пробкой. Стремясь передать особый мир древнего города с его многовековой культурой, в своих тканых композициях мастер использует предметы из археологических раскопок: кусочки ткани, дерево, керамику, фрагменты металлических изделий и керамики, бересту.

news14032018 2

Еще один не менее важный мотив творчества Дзюбы – мир природы. Гобелены «природного» цикла – не что иное, как живые картины, передающие своеобразие каждого времени года, красоту полей и лугового разнотравья, движение ветра и снега, звучание первой весенней капели и жар июльского солнца. Даже силуэты женских фигур, изредка включаемые в композицию, воспринимаются как порождение вьюги и ветра, как органичная часть природы. Все эти вытканные из разных материалов, в прямом смысле слова рукотворные произведения, привлекают богатством и яркостью ассоциативного ряда, откровенной и радостной декоративностью. Они очень красивы, поэтичны и человечны.

Надежда Викторовна Дзюба не только художник, но и педагог, щедро передающий секреты мастерства студентам университета, участникам многочисленных мастер-классов, молодым авторам, осваивающим искусство шпалеры.




Выставка глиняных игрушек представит творчество древних и современных мастеров
ngomz

2 марта в 16 часов в подцерковье церкви Жён Мироносиц (Ярославово дворище, ул. Никольская, 3) состоится открытие выставки глиняной игрушки «Всяк мастер на свой лад» из фондов Новгородского музея-заповедника, а также изготовленных современными мастерами-керамистами: Петром Мамитько, Верой Коневой, Мариной Околович, Сергеем Скирченко. Посетители увидят более ста игрушек и свистулек регионов России X – XXI веков. Многие предметы экспонируются впервые.

glinaban

На выставке представлены различные центры производства глиняной игрушки. Одни мастера в большей мере являются приверженцами древних традиций крестьянского искусства, другие обогатили это искусство новыми сюжетами и новыми приемами. Дымковская, филимоновская, каргопольская, абашевская, жбанниковская и другие стили глиняной игрушки - это часть как древнего, так и современного прикладного искусства нашего народа. Познакомиться с многовековой преемственностью и новаторством этого промысла поможет новая выставка.

Выставка продлится по 14 мая.

news01032018 2

Игрушка – особый вид народного искусства: непосредственная функция далеко не всегда играла в нем существенную роль. За исключением свистулек и погремушек, предназначенных для детских забав, многие лепные и раскрашенные фигурки исполнялись для развлечения, разглядывания, а в XIX – XX веках для украшения в быту. Народные мастера выражали в них свое представление о мире, природе, красоте. Игрушечное гончарное дело стало не просто ремеслом, а творчеством крестьян, в котором они проявляли себя в качестве художника.

История глиняных игрушек насчитывает тысячелетия. Керамические статуэтки сопровождают людей на протяжении всей истории. Но неизвестно, когда появилась первая свистулька на территории Руси. Древнейшие глиняные свистки датируются X – XII веками. В это же время возникают погремушки, человеческие фигурки, которые находили археологи на территории Великого Новгорода, Рязани, Москвы и других. В Новгороде в

слоях XIII – XIV веков также найдены фигурки птичек, украшенных зелено-желтой глазурью. Среди многочисленных обломков и фрагментов фигурок сохранились и целые экземпляры, что говорит о высоком мастерстве гончаров-игрушечников. В древности керамические звучащие объекты применялись в ритуалах, имели культовое назначение. Глиняная фигурка была оберегом, ей приписывались магические свойства. Считалось, что свистом можно отогнать злых духов, оградить себя от зла. Вызывали звуком и свистом ветер и дождь. С забвением языческих верований свистульки потеряли свою сакральную функцию и почти повсеместно превратились в детскую забаву.

news01032018 3

Использование свистулек исторически осталось связано с годовым циклом крестьянских работ, причем языческие и христианские обычаи перемешались со временем, соединились праздники и даты. Наиболее тесно связаны свистульки с весенними праздниками, Пасхой, Рождеством, а также со временем сбора урожая.

Глиняная игрушка почти всегда сопровождала гончарный промысел, любой горшечник мог сделать глиняный свисток, даже если производство глиняной игрушки не было обыкновением в данной деревне. Постепенно изготовление глиняной игрушки развивалось, к нему привлекались жены и дети мастеров. Во многих промыслах производство игрушки обособлялось от гончарного, обретало самостоятельность. И сегодня игрушка продолжает существовать даже там, где потребность в глиняной посуде исчезла вместе с умением обращаться с гончарным кругом.




Генеральный директор Новгородского музея-заповедника участвует в открытии выставки в Москве
ngomz
22 февраля в Третьяковской галерее (Москва) открывается выставка «Картины русской истории», где будет представлено грандиозное полотно К.В. Лебедева «Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча» (1889). Генеральный директор Новгородского музея-заповедника Наталья Григорьева принимает участие в открытии выставки. В ходе визита запланирована ее встреча с генеральным директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой, на которой будет обсуждаться сотрудничество между двумя музеями.

news22022018 1

Выставка «Картины русской истории» продолжает программу «Третьяковская галерея открывает свои запасники». Она предваряет экспозицию произведений В.И. Сурикова и знакомит зрителей с творчеством его современников – исторических живописцев второй половины XIX – начала XX века В.С. Смирнова, Г.С. Седова, К.Е. Маковского, К.В. Лебедева, А.Д. Литовченко, С.В. Иванова, А.П. Рябушкина. Ряд скульптурных произведений М.М. Антокольского, М.О. Микешина, С.О. Целинского дополняет выставку.

Темы и сюжеты включенных в экспозицию произведений заимствованы преимущественно из истории допетровской Руси XVI–XVII веков. Средневековая Русь, некогда процветавшая и исчезнувшая цивилизация, со своей правдой и истинно национальной красотой, превратилась в своего рода миф, который разделяли художники, представленные на выставке. В прошлом они видели моральный и эстетический идеал для настоящего.

news22022018 2

Художники стремились найти исторических персонажей, воплощающих сущностные черты национального характера. Так, в картине К.В. Лебедева «Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча» (1889), вдохновленной полотном «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова, весь замысел держится на образе главной героини. Это масштабное полотно было представлено публике на 19-й выставке передвижников. После завершения сложного комплекса реставрационных работ, осуществленных при поддержке группы компаний SNS, произведение впервые экспонируется в Третьяковской галерее.




Новгородский музей представит выставку из собрания ВГИК
ngomz

22 февраля в 15 часов в Главном здании музея (Кремль, 4, здание Присутственных мест, 1 этаж, выставочные залы) открывается выставка «Борис Годунов. Версии. Эскизы декораций и костюмы к фильму. Из собрания ВГИК (Москва)». На выставке представлено около пятидесяти произведений преподавателей и студентов ВГИКа разных лет. Зрители могут увидеть эскизы костюмов к постановке Сергея Бондарчука (1986), выполненные художником Лидией Нови. Фильм режиссера Владимира Мирзоева (2011) представлен работами Валерия Архипова, декана художественного факультета ВГИК. Студенческие эскизы 1982 и 2002 гг. позволяют почувствовать, как за двадцать лет изменились акценты в прочтении трагедии А.С. Пушкина. Макеты костюмов создают эффект присутствия на съемочной площадке.

news20022018 2

Выставка будет работать по 2 апреля.

ИСТОРИЯ ЭКРАНИЗАЦИИ ТРАГЕДИИ А.С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ»

Трагедия «Борис Годунов» была написана А.С. Пушкиным в 1825 году во время ссылки в Михайловское. В письме П.А. Вяземскому поэт сообщал: «Трагедия моя кончена; я перечёл её вслух, и бил в ладоши и кричал, ай-да Пушкин, ай-да сукин сын!».

Сценическая жизнь пьесы началась в 1870 году. В наиболее полной редакции трагедия увидела свет рампы лишь в 1907 году в Московском художественном театре. Режиссерами спектакля были В.И. Немирович-Данченко и В.В. Лужин, художником – В.А. Симов.

В советское и постсоветское время к ней обращались разные режиссеры и художники, в том числе Б.М. Сушкевич (сценограф Г.П. Руди), Ю.П. Любимов (художник Д.Л. Боровский) и К.Ю. Богомолов (сценография Л.С. Ломакиной).

Первая экранизация трагедии 1954 года, осуществленная В.С. Строевой (художники П.Д. Киселев, Е.И. Серганов), в строгом смысле была экранизацией оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов». Она появилась год спустя после смерти И.В. Сталина. В общей постановке кадров народного плача легко угадывались сцены прощания с умершим вождем из советских хроник.

Следующая экранизация была сделана в 1986 году С.Ф. Бондарчуком (художник-постановщик – В.С. Аронин, художник по костюмам – Л.Ю. Нови, художник-декоратор – В.Ф. Мурзин), в период начала «перестройки». Страна переживала новое «смутное» время.

Эта экранизация максимально сохранила авторский текст и максимально приблизилась к жанру трагедии.

news20022018 3

С 1987 по 1990 вышла целая череда фильмов по мотивам пушкинской трагедии. Режиссеры Б.К. Небиеридзе, Анджей Жулавски, Хамфри Бертон, А. Тарковский с разных точек зрения осмысляли новую геополитическую ситуацию. Сюжет пьесы всеми режиссерами трактовался достаточно вольно: Борис Годунов попеременно становился то тираном, то невинной жертвой боярского заговора. Григорий Отрепьев выступал носителем демократических свобод, призывающим избавиться от тоталитаризма, а литовская поддержка рассматривалась как просвещение продвинутым западным обществом дремучего русского народа.

Последняя экранизация трагедии «Борис Годунов» (режиссер – В.В. Мирзоев, художник-постановщик В.В. Архипов, художник по костюмам – Т. Галова), вышла в 2011 году. Акцентируя внимание на вечной теме драматических отношений правительства и народа, режиссер переносит действие из XVII века в наше время. Что, вероятно, должно было помочь зрителю узнать себя и политическую обстановку в стране. Герои фильма пользуются телефонами, ездят на машинах, народ узнает о переменах в стране через новости по телевизору. Все происходящее проникнуто общим состоянием балагана. Снятый в эпоху и в поэтике постмодернизма, фильм не дает оценок, констатируя лишь факт воцарения Хаоса и общего бессилия перед ним.

Все перечисленные экранизации – это свободные интерпретации трагедии А.С. Пушкина.





В Старой Руссе пройдет конкурс школьных краеведческих проектов
ngomz
21 февраля в 10 часов в Научно-культурном центре Дома-музея Ф.М. Достоевского, филиале Новгородского музея-заповедника в Старой Руссе (набережная Достоевского, 8), состоится муниципальный конкурс школьных библиотечных проектов «Улицы моего города: история переименования». Он проводится по инициативе Центра финансово-экономического, технического и информационно-методического сопровождения учреждений образования Старорусского муниципального района и районного методического центра школьных библиотекарей. В состав жюри входят представители филиалов Новгородского музея-заповедника, сотрудники старорусских библиотек и образовательных организаций.

news20022018 1

Цель конкурса - повышение читательской компетентности школьников, их осознанного стремления к чтению краеведческой литературы в процессе работы над тематическими проектами. К участию приглашались учащиеся 8-11 классов школ Старой Руссы и района. Им предлагалось провести оригинальное исследование. Представление готовых проектов, посвященных истории родного города, пройдет в единый конкурсный день. Для жюри были определены следующие критерии оценки: творчество и оригинальность, аргументированность выбора темы, содержательность и полнота ее раскрытия, культура речи и умение быстро и четко отвечать на вопросы. Победитель и призеры конкурса будут награждены дипломами.




В Музее изобразительных искусств представят народную праздничную женскую одежду
ngomz

16 февраля в 16 часов в Музее изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника (пл. Софийская-Победы, 2) состоится открытие выставки «Скрута девиц и молодиц». На выставке представлены девять комплексов женской одежды из фондов Новгородского музея-заповедника и двадцать пять праздничных костюмов из собрания Сергея Глебушкина (Москва). Известный в России собиратель и исследователь русского народного костюма привез в Великий Новгород предметы одежды представительниц Архангельской, Белгородской, Брянской, Воронежской, Рязанской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Нижегородской, Орловской, Смоленской, Тульской областей и Бурятии (конца XIX – первой половины XX вв.). Костюмы дополнены экспедиционными материалами и фотографиями из коллекции Натальи Шабельской, предоставленными Российским Этнографическим музеем (Санкт-Петербург).

skrutaban

На открытии выставки состоится творческая встреча с Сергеем Глебушкиным, а также при участии фестиваля русского костюма «Сарафан» (Великий Новгород) планируется демонстрационный показ русских народных костюмов, реконструированных в мастерской Софьи Владыкиной «Славутница» (Санкт-Петербург) с использованием традиционной техники и материалов. Выставка продлится по 15 апреля.

Сергей Анатольевич Глебушкин – член Союза художников России и Международной федерации художников, Общественного совета при Государственном Российском Доме народного творчества, Международной Ассоциации искусствоведов и художественных критиков, Русского географического общества, Центрального совета Общероссийского общественного движения «Одарённые дети – будущее России», лауреат Всероссийских и Международных конкурсов и фестивалей фольклора.

«Скрута», «уряда», «выряд», «окрута», «сряда» – праздничная девичья и женская одежда в Новгородской губернии XIX в. Молодёжь принимала активное участие в деревенских праздниках. Отказ от гуляний вызывал осуждение старшего поколения. Во время «проходок» в нарядной одежде по улицам, в ярмарочных рядах, весёлых танцах и плавных хороводах парни высматривали себе невест. «Девица, девчоночка, девонька, девчужка, дева, девуня, деушка» – так ласково было принято обращаться к девушкам.

Вступление в прекрасный период жизни сопровождалось кардинальным изменением костюма. В этом случае скромность и дешевизна тканей не приветствовалась. Родители «справляли» для дочери на выданье несколько праздничных костюмов. Да и сама «невеста», девушка брачного возраста, должна была приготовить добротное приданое, овладев всеми видами женского рукоделия. Выход замуж для продолжения рода был главным предназначением девушки в деревенской общине. За время свадебного обряда молодые переодевались не меньше трёх раз. В одной одежде стояли под венцом, затем переодевались для застолья и третий раз для «княжого стола» на второй день.

На территории Новгородской, Архангельской, Олонецкой, в некоторых селениях Воронежской, Нижегородской, Тульской, Рязанской, Калужской, Курской губерний, а также у русских старообрядцев Забайкалья бытовал комплекс одежды с сарафаном (упоминается в XIV – XVII вв.). Сарафан – длинная одежда на широких плечиках или лямках. Известно 4 типа. Самый древний тип сарафана: глухой косоклинный. Глухие сарафаны шились из домашнего сукна красного цвета, шерстяной домотканины, холста белого и синего цветов. Второй тип: распашной косоклинный сарафан, в боковые швы которого вшивались косые клинья с подклинками, расширяющими подол. Третий тип: круглый или прямой сарафан на узких лямках, который шили из 4-8 прямых полотнищ ткани, сборенных на груди. Этот тип сарафана пользовался популярностью у молодых женщин. Четвертый тип: сарафан с лифом. Сарафан носили с рубахой с прямыми поликами, душегреей, головным убором на жесткой основе (корона, кокошник, головодец).

Комплекс одежды с понёвой – древнейший тип русской крестьянской одежды (первые упоминания X – XIII вв.). Бытовал в Орловской, Воронежской, Рязанской, Нижегородской, частично Смоленской губерниях. Понёва, панёва, понька, понява – поясная одежда замужних женщин, надевали с белой рубахой с косыми поликами, широким поясом, передником, кичкообразным головным убором. В основе поневы всегда лежали 3 полотнища черной, синей, реже красной шерстяной клетчатой ткани. Существовало несколько типов понёв: распашная, понёва с прошвой, понёва-юбка, глухая (более поздняя).

Комплекс одежды с юбкой – андараком, (упоминается с XVI в.), Тульская губерния. Такую юбку, сшитую из 5-7 полотнищ, верхний край которых собран в складки и обшит тканью, носили с рубахой, широким поясом и передником. На территории Новгородской, Архангельской губернии, наряду с сарафанным, бытовал юбочный комплекс, включавший в себя кофту либо баску, передник, пояс, головной убор с платком. Баски шили из тафты, чтобы «огнём горели и шуршали». Кофта – «казачёк», баска составляли женский костюм – «парочку». Передники по крою делились на несколько типов: повязываемые на талию или надеваемые через голову.

Праздничные костюмы дополняли различные шейные (наборошник, ошейник), нагрудные украшения (бусы, грибатки, чёпки) и жемчужные серьги. Белый цвет камня ассоциировался у крестьян с невинностью и молодостью. Русская народная одежда отличается высокой художественностью и разнообразием. Мастерство, с которым женщины пряли, ткали, вышивали, сохраняя вековые традиции, удивляют всех, кто хотя бы раз соприкоснулся с народным костюмом. Знание истоков его художественной природы дает нам возможность приобщиться к традиционной русской культуре.




Лекция Бориса Ковалёва в Музее истории г. Боровичи и Боровичского края
ngomz

16 февраля в 16 часов в Музее истории г. Боровичи и Боровичского края (ул. Дзержинского, 7), филиале Новгородского музея-заповедника, состоится публичная лекция Бориса Ковалёва «На волне моей памяти. Мстинская волна в год мира и войны. 1914». Публичная лекция руководителя Новгородской группы Санкт-Петербургского института истории РАН, профессора Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, члена Союза журналистов России, доктора исторических наук Бориса Ковалёва организована Новгородским музеем-заповедником совместно с отделением Российского исторического общества в Великом Новгороде.

news15022018 1

В 2017 году прошла презентация первой брошюры серии "Новгородские депутаты Государственной Думы Российской империи". Она была посвящена выдающемуся боровичскому градоначальнику Матвею Яковлевичу Шульгину (1852-1933). В процессе работы над ней автор - профессор Борис Ковалев выявил интереснейший источник по истории повседневной жизни боровичан начала двадцатого века. Это первая либерально-демократическая и литературно-общественная газета, издаваемая в Боровичах. К сожалению, ее подшивки в Новгородских архивах были утрачены в результате пожара в 1941 году после немецкой бомбардировки. В Боровичском музее сохранилась только подшивка за 1909 год. На газетных страницах вся жизнь города и уезда. Газета была рупором общества. В ней, как в зеркале, отражалась истории страны.

Борис Ковалев, работая в Санкт-Петербургских государственных архивах, воссоздал полную цифровую копию этого издания за 1914 год. Электронная копия газеты «Мстинская волна» за 1914 год будет передана в Боровичский филиал Новгородского музея-заповедника.

После лекции запланирован показ фильма «Матвей Шульгин. Городской голова Боровичей – депутат Третьей Думы».




?

Log in

No account? Create an account