?

Log in

No account? Create an account

Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Previous Entry Share Next Entry
Петербургские реставраторы исследуют новгородские раритеты с помощью новейшего оборудования
ngomz

Специалисты Лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа продолжают изучение уникальных предметов ювелирного искусства из коллекции Новгородского музея-заповедника. Об этом в ходе VIII научно-практической конференции «Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация» рассказал заведующей эрмитажной лабораторией Игорь Малкиель.

news03102018 1

Начало сотрудничеству в этом направлении было положено ещё в 2013 году, когда новгородские музейщики обратились к петербуржцам с предложением отреставрировать некоторые предметы. Они выбрали знаменитые кратиры из ризницы Софийского собора.

- Когда мы осмотрели сосуд Братилы, то я понял, его нужно срочно реставрировать, - рассказал Игорь Малкиель. - Реставрации прошлого века уже себя исчерпали, у кратира отваливались ручки. Предмет вызывал большое беспокойство. А это шедевр, поэтому нам было очень интересно взяться за эту работу. У нас есть уникальное оборудование – система лазерной сварки, которая позволяет делать чудеса в области реставрации. Мы подходили к этому процессу крайне аккуратно.

news03102018 2
news03102018 3

Стоит отметить, что приобретение оборудования и обучение мастеров новым технологиям стало возможным благодаря проекту Эрмитажа и компании Coca-Cola. После стажировки специалисты демонстрируют свои навыки, помогая различным музеям России – от небольших до крупных федеральных объединений.

На вооружении реставраторов - рентгенофлуоресцентный анализатор, который позволяет узнать состав металла. Это помогает уточнить датировку создания предметов. А для того, чтобы понять структуру металла, есть видеоэндоскоп высокого разрешения. Он используется для сканирования внутренней поверхности сосудов.

- Сейчас мы можем сказать, что было несколько граверов – два или три. Они сымитировали те технологические особенности сосудов, которые у них были в качестве образцов. Например, с оборотной стороны нашего кратира есть точка. Обычно в сасанидское время металлические сосуды изготавливались на специальном вращающемся круге, после чего на поверхности оставалась такая отметина. Но новгородские мастера не поняли, откуда взялась точка – и сымитировали ее. Потом подражали чеканке на донце сосуда. В ходе исследования и реставрации нам удалось обнаружить еще много чего интересного, что переворачивает всю систему нашего понимания технологии изготовления этих вещей.

news03102018 4

Долгие годы считалось, что эти сосуды были изготовлены методом чеканки. Оказалось, что они были отлиты из серебра, а потом позолочены. У Игоря Малкиеля есть предположение, что изначально это были не кратиры, а лампы для масла. Позднее к нимприпаяли  ручки и сделали из них кратиры, сделали надписи. Аналогичные византийские сосуды VI века хранятся в Вашингтоне. Они сделаны по такому же принципу, что и новгородские, и тоже, вероятнее всего, служили лампами.


Posts from This Journal by “реставрация” Tag